автор: Анна Ожиганова
Дети-дельфины, свободно плавающие под водой; дети-сенситивы, обладающие паранормальными способностями; женщины, рожающие своих детей в домашних ваннах, переносных бассейнах или прямо в море; беременные и младенцы, закаливающиеся в проруби и поддерживающие метафизическую связь с дельфинами… Все эти идеи, бывшие плодом вдохновения харизматического учителя и экстрасенса-целителя Игоря Чарковского (р. 1936), реализовывались на практике родителями-энтузиастами, членами широкого низового движения за здоровый образ жизни и домашние роды, которое возникло в позднем Советском Союзе и достигло пика своей популярности в годы перестройки. Это был феномен, в котором разного рода мистификации тесно переплетались с рациональными инновациями, а духовный поиск сопровождался настоящими человеческими трагедиями: утонувшими младенцами и физически и психически травмированными матерями.

Медийный миф о Чарковском начал создаваться в начале 1970-х годов, когда в нескольких популярных журналах были опубликованы статьи, посвященные истории его дочери Веты. Она родилась раньше срока, но выросла здоровой и крепкой благодаря акватическим тренировкам, которые проводил ее отец с первых дней ее жизни до двухлетнего возраста в 1962–1964-м году. Название одной из этих публикаций – «Девочка-амфибия» – отсылает нас к научно-фантастическому роману Александра Беляева Человек-амфибия, пользовавшемуся большой популярностью среди советских читателей. Действительно, Вета проводила очень много времени в воде, где она ела, спала, играла с игрушками и даже смотрела диафильмы, которые проецировались на стену бассейна (Schenkman 1974).
Во второй половине 1970-х– начале 1980-х годов Чарковский работал научным сотрудником в лаборатории Всесоюзного научно-исследовательского института физкультуры (ВНИИФК), где он проводил эксперименты с сухопутными насекомыми, птицами и другими животными: мухами, тараканами, курицами, мышами и кошками. Он обнаружил, что страх перед водой можно преодолеть посредством тренировок, которые оказались особенно эффективными для новорожденных животных (Короп 1979a, 44). Известные ученые, чиновники, актеры и журналисты поддерживали идеи Чарковского, в частности, физиолог, профессор Илья Аршавский; директор ВНИИФК Игорь Ратов; академик, доктор медицинских наук Влаиль Казначеев; председатель Федерации плавания СССР Захарий Фирсов; ведущий популярной телепередачи «Это вы можете» (ЭВМ) Владимир Соловьев и многие другие. В эти же годы Чарковский принимает участие в различных публичных мероприятиях экстрасенсов, демонстрировавших свои паранормальные способности, и получает известность как экстрасенс-целитель.

В течение многих лет Чарковский мечтал о родах в воде, считая это решающим фактором влияния на эволюцию человека. Он считал, что ребенок, родившийся на суше, испытывает «гравитационный удар», который в значительной степени ограничивает его способности, и был убежден, что объем мозга и, соответственно, интеллектуальный потенциал возрастает в условиях водной невесомости (А. Саргунас, Т. Саргунас 1986). Кроме того, Чарковский верил, что дельфины окажут незаменимую помощь в ходе адаптации человека к жизни в воде и будут принимать младенцев, рожденных в воде, в свою стаю (Короп 1979b, 47).
Благодаря усилиям последователей Чарковского эти мечты стали воплощаться в жизнь. Первые домашние водные роды произошли в 1980 году, а первые морские роды – в 1986 году в Крыму, когда в семье Багрянских родилась девочка Эя.
Комплексный метод, получивший среди своих сторонников название «Аквакультура», оформился в конце 1980-х годов. Он включал интенсивные тренировки беременных (плавание, ныряние, гимнастику и закаливание); водные роды (лучше всего в море); бэби-йогу сразу после рождения; акватические тренировки младенцев (плавание и ныряние) с первых дней жизни, продолжавшиеся по 8-9 часов в день, таким образом, что ребенок ел, спал и играл в воде; и динамическую гимнастику (комплекс упражнений, состоящий из скручивания, раскачивания и вращения).

Последовательница Чарковского Татьяна Саргунас рассказывает, что в «Аквакультуре» было три направления: «больница» для улучшения здоровья, «спортивная школа» для развития физических качеств и «духовная школа» или «ашрам» для расширения экстрасенсорных способностей (Интервью 1). Эти направления можно рассматривать как три стадии совершенствования природы человека, которое представлялось как бесконечный путь к неограниченным возможностям. При этом оздоровительные практики воспринимались как форма духовного поиска, а водные роды – как духовная практика, дающая родителям (прежде всего, матерям, но также и отцам) бесценный духовный опыт и условия для дальнейшего духовного роста. «Это возвращение к мистерии…» – так отозвался философ-мистик Василий Налимов об опыте морского рождения, которым поделился с ним Владимир Багрянский, почитавший Налимова как своего учителя (Багрянский 2006).
С новой практикой внебольничных родов связывалась также мечта о рождении «новых» детей – сенситивов или экстрасенсов, которые смогут радикально изменить будущий мир: «Я считаю, что ценность этих практик состоит в том, что они создают условия для прихода новых душ, то есть инкарнации, рождения людей с совершенно другим типом сознания» (Интервью 2).
Советское и российское движение за домашние роды прошло долгий путь в своем развитии с 1970-х до 2000-х годов, от советской модернистской утопии создания «нового человека» к российскому Нью-Эйдж, впитавшему в себя множество разнообразных дискурсов и практик: парапсихологию и трансперсональную психологию, йогу и тантру, учение Порфирия Иванова и акватическую теорию. Участники движения за домашние роды наделяли практики «Аквакультуры» различными смыслами в зависимости от своих духовных и интеллектуальных предпочтений. Однако эти практики оставались эзотерическими: существовала устная передача знания, вера в сакральные смыслы, «скрытые» силы и сущности, и в целом, «Аквакультура» воспринималась как «внутренний путь» к некоему новому духовному опыту (Menzel 2012, 20).

Литература
Багрянский, Владимир. “Василий Васильевич Налимов: учёный, гностик и рыцарь 20-го столетия.” Нагуализм нового цикла (2006). Дата обращения: 25 ноября 2020.
Короп, Петр. “Бегство от гравитации?” Техника молодежи 3 (1979a): 42–46.
Короп, Петр. “Тропа, ведущая в океан.” Техника молодежи 12 (1979b): 44–47.
Menzel, Birgit. “Introduction”. In The New Age of Russia. Occult and Esoteric Dimensions, ed. by Birgit Menzel, Michael Hagemeister, Bernice Glatzer Rosenthal, 11–28. München; Berlin: Otto Sagner, 2011.
Саргунас, Алексей и Татьяна Саргунас. “Пять бесед с И. Б. Чарковским.” AQUA 1 (1986): 4–18.
Шенкман, Стив. “Девочка-амфибия.” Физкультура и спорт 11 (1974): 36–37.
Интервью
Интервью 1. Татьяна Саргунас. Москва, 2018.
Интервью 2. Владимир Багрянский. Москва–Пуасси (Франция), 2020.
Читать статью на английском
Цитируйте эту статью: Анна Ожиганова, «Мистерия рождения»: эзотерические практики поздне- и постсоветского движения за домашние роды», в New Age in Russia, 01/12/2020, https://newageru.hypotheses.org/5204