автор: Раса Пранскявичюте-Амосон
перевод с английского: Ольга Глейзер
Международное движение сознания Кришны пришло в Литву из Москвы (Россия) через Таллинн (Эстония) и Ригу (Латвия) в 1979 году и распространилось среди студентов в Шяуляе, которые интересовались йогой, а вскоре образовались и аналогичные круги в Каунасе и Вильнюсе. В отличие от нынешнего сообщества, Международное общество сознания Кришны (МОСК) в Литве существовало без какой-либо организационной структуры вплоть до 1989 года и представляло собой лишь неформальный круг друзей, которые обменивались идеями и опытом. Сообщество развивалось внутри подполья, постоянно подвергаясь риску оказаться под воздействием КГБ, и просуществовало таким образом до начала Саюдиса (Литовского движения за перестройку и гласность), когда стало возможным организовывать и проводить различные общественные мероприятия, реализовывать независимые программы, распространять книги, официально строить храмы и основывать религиозные сообщества и т. д. Литовское сообщество МОСК сыграло значительную роль в развитии МОСК во всем Советском Союзе, прежде всего потому, что после тюремного заключения армянских активистов литовские члены организовали тайное издание и стали заниматься распространением литературы МОСК по всей стране (Pranskevičiūtė и Juras, 2014)

Философия и идеи Харе Кришна пришли и были интегрированы в неофициальную сферу культуры, параллельно сосуществующую с официальной советской культурой, что было связано с целью коммунистической партии контролировать все аспекты общественной жизни. «Неофициальная культура возникла в виде своеобразного автономного поля внутри советского общества в результате его собственной напряженности» (Komaromi 2007, 610). В позднесоветской России можно было столкнуться с довольно «широким спектром неортодоксальных реакций на общепринятую официальную «религию рациональности» и «научный атеизм»», когда различные группы «находились в поисках эзотерических знаний, изучали оккультные практики, а также исследовали всевозможные аспекты художественного творчества, чувственности и исцеления.” (Menzel 2013, 284). Это привело к росту интереса советских граждан к индуизму и другим восточным религиозным традициям и практикам, таким как йога, медитация, вегетарианство и различные психотехники, которые должны были способствовать личностному росту и развитию собственного потенциала [1]. Естественно, что подобная социокультурная среда повлекла за собой внедрение идей МОСК как в СССР, так и в Литве.

©Давид Страшунский
Сообщество кришнаитов существовало под угрозой репрессивных структур КГБ. Групповая деятельность была формой сопротивления советскому режиму и коммунистической идеологии, и в период с 1980 по 1989 год члены сообщества были вынуждены постоянно скрываться. Хотя угроза со стороны КГБ, возможно, и оказала негативное влияние на существование сообщества, энтуиазм его членов сломлен не был. Во-первых, приверженцы не собирались отказываться от своих идей из-за запугивания и рекомендаций со стороны КГБ. Их аргументы и попытки запугивания — как и коммунистическая идеология в целом — казались «грубыми и примитивными» по сравнению с философией Харе Кришна. Вторая причина носит чисто трансцендентный характер: в подобных враждебных условиях практика бхакти-йоги наделила всех практикующих необыкновенными духовными переживаниями. В-третьих, незаконная деятельность кришнаитов была сама по себе привлекательной и укрепляла их веру в правильность определения своего жизненного пути (Pranskevičiūtė и Juras, 2014).
Примечания
[1] В Литве интерес к восточным религиям и к восточной философии у определенных людей (например, философа Видунаса, художника М.К. Чюрлениса и др.), а также и у институтов, занимающихся академическими исследованиями восточных языков и культур, прослеживается еще в 19 веке (Strmiskaа 2013, 51– 53). На протяжении долгих лет Литва находилась под чужеземным господством и нередко литовцы обращались к философии, религии и искусству восточных народов, находясь в поисках воображаемой реальности за пределами Европы, особенно это было развито в среде интеллектуалов и художников, «пытающихся создать зону идеализированной, экзотической культурной утонченности и духовности» (Strmiska 2013, 52).
Фотографии взяты из личного архива историка МОСК в Литве Давида Страшунского (Бхавананда).
Список литературы
Komaromi, Ann. “The Unofficial Field of Late Soviet Culture”. Slavic Review 66, no. 4 (Winter 2007): 605–629.
Menzel, Birgit. “The Occult Underground of Late Soviet Russia”. Aries 13, no. 2 (2013): 269–288.
Pranskevičiūtė, Rasa and Tadas Juras. “Acting in the Underground: Life as a Hare Krishna Devotee in the Soviet Republic of Lithuania”. Religion and Society in Central and Eastern Europe 7, no. 1 (2014): 3–22.
Strmiska, M. “Eastern Religions in Eastern Europe: Three Cases from Lithuania”. Journal of Baltic Studies 44, no. 1 (2013): 49–82.
Читать статью на английском
Цитируйте эту статью: Раса Пранскявичюте-Амосон, “Подпольные кришнаиты и КГБ: Международное общество сознания Кришны МОСК в позднесоветской Литве”, в New Age in Russia, 29/06/2020, https://newageru.hypotheses.org/4660