Digital resources in the Social Sciences and Humanities OpenEdition Our platforms OpenEdition Books OpenEdition Journals Hypotheses Calenda Libraries OpenEdition Freemium Follow us

Формирование нового мировоззрения в период распада Советского Союза и переходного периода

автор: Джозеф Келлнер

перевод с английского: Ольга Глейзер

На закате марксизма-ленинизма некоторые советские граждане, в основном из образованного городского среднего класса, приняли либеральную демократию и капитализм западного образца как единственно верный и достойный образ мышления и способ мировосприятия.

Многие из их сверстников, такие же образованные городские представители среднего класса, вместо этого занялись астрологией и гипнозом, или же начали петь индуистскую мантру Харе Кришна и продавать на улицах Бхагават-гиту. Многие пытались убежать от надвигающегося апокалипсиса, ожидали грядущую утопию, пытались найти спасение, принимая ледяные ванны, изучая фантастические строения пирамид, языческие рукописи, пытаясь найти контакт с инопланетянами или же даже с самим Иисусом Христом. В нашей памяти от этой эпохи остались синие Книги Мормона и шафрановые одежды, в то время как седеющие пророки американской экономики канули в безвестность. Мое сегодняшнее исследование связано с историей культуры во время политического распада. Оно раскрывает историю «ищущего слоя общества» и описывает с помощью него более широкий социальный кризис в годы краха и переходного периода.

Миссионер американской мормонской церкви в Москве, 1991 © Джозеф Келлнер

Со стороны эта часть общества казалась многим еще более разнообразной и разносторонней. Русский писатель Захар Прилепин, причисляя себя среди прочих к тем, кто находился в стороне, описывает этот период двадцать пять лет спустя с некоторой презрительной отстраненностью:

„Когда сегодня огромные очереди стоят, чтобы припасть к святым мощам или поклониться иконе Богоматери, я гоню от себя мысль о том, что добрая половина тех же людей в своё время заряжала воду в банках под руководством экстрасенса Чумака и лечила почки, печень и поджелудочную, слушая проповеди экстрасенса Кашпировского.

Смотрели в телеэкраны и заряжались, расставив вокруг себя банки с водой. Это ведь тоже было модой — оглушительной, повальной, необъяснимой.

Гуляя в августе 91-го по Арбату — даже я, 16-летний подросток — удивлялся, как, каким образом моя вполне себе просвещённая страна, дошла до такой степени… чего?

Чего же?

Да всего чего угодно: разнузданности, лихости, глупости, подлости, открытости, искренности.

У меня просили подпись за восстановление монархии, мимо проходили люди, напевавшие «Харе Кришна!», навстречу им шли язычники с витиеватыми языческими свастиками, между них сновали люди со значками «Хочешь похудеть — спроси меня как», здесь же играли в напёрстки, проповедовали свою веру адвенисты, сайентологи, баптисты, антифашисты, телепаты, кастраты; неряшливо одетые люди спасали Россию от сионистского заговора, интеллигентно одетые люди в очках спасали Россию от всероссийского погрома, дата которого им была известна с точностью до минуты — причём погром курировали генералы КГБ, также известные поимённо; студенты звали страну к топору — хотя сами явно никогда никаких топоров в руках не держали, иные находили избавление от всех проблем в обливании себя ледяной водой, что демонстрировали здесь же, повсюду оставляя после себя сырость, третьи, осуществляя круговорот жидкости в организме, пили такое, о чём в приличном месте говорить не приходится, и других пытались угощать, четвёртые же пили всё подряд — и казались самыми здоровыми на этом празднике жизни.“ (Прилепин 2015)

Для тех, кто был частью общества, этот праздник жизни выглядел совсем иначе. Его внутренние течения, как выясняется, были тесно связаны между собой бесчисленным количеством интеллектуальных и духовных связей. Все эти связи чрезвычайно сложны и немного загадочны, но именно в этом и заключается их суть: разношерстные верующие, которых вспоминает Прилепин, на самом деле принадлежали к разветвленной, но весьма  взаимосвязанной среде, чье единство и схожесть выявляются при более внимательном рассмотрении.

Мы можем быть уверены, например, в том, что те, кто купался в ледяной воде,  делились своими идеями с кришнаитами, а некоторые из них, вполне возможно, были лично знакомы. Их связь можно проследить следующим образом: все они были связаны через представления о «золотом веке» античной эпохи, описанном в мировой литературе.

Начнем наше исследование с тех, кто закалялся в ледяной воде: их гуру, известный своим аскетизмом, был Порфирий Иванов — один из самых заметных и влиятельных неоязычников советского периода (Забияко, Красников, Эльбакян, 2006). Для него купание в ледяной являлось древней народной традицией. Иванов и его последователи считали, что подобные древние традиции зародились в мифической райской долине за Полярным кругом, изначальной родине древних славян, доказательство чему они нашли в нескольких текстах, которые скрыто представлены и в собственном текстовом корпусе кришнаитов.

Одним из примеров таких текстов служит Велесова книга, популярная (и по всей вероятности подделка, найденная в середине двадцатого века) рукопись дохристианских славян, в которой северный рай описывается как часть истории их происхождения. Этот документ не имеет прямого отношения к кришнаитам, и нет никаких доказательств тому, что они его читали.

Однако же другой источник — собрание сочинений оккультиста и теософа девятнадцатого века Елены Блаватской (1831–1891), которая описывает этот северный рай в своей книге Тайная доктрина как Гиперборею, оказывается развитием и продолжением древнегреческих предположений. Ее работы были довольно известны в широких кругах,  из которых произросло более крупные сообщества единомышленников.

Существует и еще один любопытный источник  — «Арктическая родина в Ведах», спекулятивная история ранних арийцев, написанная индийским националистом девятнадцатого века Бал Гангадхаром Тилаком (1856–1920), который постулировал единое арктическое происхождение всех индоарийских народов. Из всех этих текстов последние два, скорее всего, затронули и потенциальных кришнаитов. Блаватскую читали в широких позднесоветских интеллектуальных кругах, где в том числе почитали и Кришну (практически все участники моего интервью были знакомы с ее трудами), а книга «Арктическая родина в Ведах» возвеличивает роль древней ведической цивилизации как в современной России, так и за ее пределами.

Хотя теория арктического происхождения, описанная в этой книге, неканонична для движения „Харе Кришна“, она почти полностью  основывается на ведических писаниях, которые почитатели Кришны уважают, а двое из участников интервью серьезно задумались в нашем разговоре о ее правдоподобности. Для «моржей» и кришнаитов существует целый спектр тем для совместного обсуждения, в которых у них не было бы никакого повода для разногласий.

Лидер Виссарион, Екатеринбург, 1993 © Джозеф Келлнер

Я описываю только одну из многих точек соприкосновения кажущихся разных культур — здесь можно было бы рассмотреть и гораздо больше, — чтобы продемонстрировать, что мы вполне можем говорить о единой среде, и что кажущиеся маргинальными духовные и религиозные движения на самом деле отражали гораздо более крупное культурное явление. Форма и предпосылки этой среды специфичны для интеллектуального и культурного мира Советского Союза, создавшего ее.

Но я бы даже рискнул утверждать, что культурные потрясения обладают универсальным качеством, которое позволяет сгенерировать переходное воображение — довольно интересное явление для изучения истории независимо от времени и пространства. Подобно этим, довольно малочисленным, но тем не менее хорошо заметным «ищущим» культурным слоям общества, бурные исторические эпохи, пусть и мимолетные, непомерны по объему своей исторической памяти и по их вкладу в будущее. Они служат своеобразными двигателями новых идеологий а, иногда по прихоти истории, и новых цивилизаций.

Литература:

Забияко, А. П., А. Н. Красников и E. С. Элбакян. “Ивановцы” [The Ivanovites]. Религиоведение: Энциклопедический словарь, 372–373. Москва: Сумма, 2006.

Прилепин, Захар. Оглянуться и не расплакаться”. Свободная пресса, 31.10.2015

Kellner, Joseph. The End of History: Radical Responses to the Soviet Collapse, Ph.D. dissertation, U. C. Berkeley, 2018.


Читать статью на английском

Цитируйте эту статью: Джозеф Келлнер, «Формирование нового мировоззрения в период распада Советского Союза и переходного периода», в New Age in Russia, 24/02/2020, https://newageru.hypotheses.org/3058